«Великая Отечественная война оставила белорусскому народу тяжелое наследие – память о страшных трагедиях людей, ставших свидетелями и жертвами чудовищных преступлений фашизма. Мы никогда не смиримся с ужасом родителей, на глазах у которых умирали дети. Нам никогда не забыть страх и беспомощность ребенка, ищущего защиты у взрослого и не понимающего, за что отнимают у него жизнь. Нам не простить горя отца, выжившего, но потерявшего своего сына, и слез мальчика, нашедшего спасение под телом убитой матери. Вспоминая Хатынь, мы вспоминаем тысячи зверски уничтоженных деревень. Оплакивая жертв этих ужасных событий, оплакиваем каждого третьего жителя Беларуси, погибшего во время Второй мировой войны. Эта боль навсегда останется в наших сердцах как память о жестоких преступлениях против человечности. И им нет оправдания. Слишком дорогой ценой досталась свобода родной земли нашему народу. Историческую память о тех страшных годах мы бережно сохраним и передадим детям как иммунитет против любой внешней агрессии и националистической враждебности. Как понимание того, что ничто на свете не стоит отобранной человеческой жизни. Мы, белорусы, носители генной памяти нечеловеческих страданий народа, выстоявшего в Великой Отечественной войне, говорим всем: «Пусть скорбный звон колоколов Хатыни звучит и предостерегает от повторения страшной трагедии. Пусть их металлический плач донесется до тех уголков Земли, где сегодня забыли о том, что жизнь – это дар свыше, мир – самая большая ценность. Мы должны это помнить всегда!» Из обращения Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к соотечественникам по случаю 75-летия Хатынской трагедии 22 марта 2018 г.
Информационный материал по теме: «Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»
Закон о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны
Закон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа»
Память и боль белорусского народа
Сожженные деревни Беларуси
За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разорение. Самой кровопролитной стала Великая Отечественная война. Победа в ней была достигнута ценой больших потерь белорусского народа. Белорусская земля приняла в себя миллионы людей, погибших не только на поле брани, но и методично, хладнокровно умерщвленных в ходе осуществления гитлеровцами оккупационного режима. Одной из форм геноцида стало уничтожение деревень, часто вместе с населением.
В 1940г. был разработан генеральный план «Ост», связанный с одной из главных целей германского руководства, — захват необходимого для процветания третьего рейха «жизненного пространства», его колонизация, освобождение «жизненного пространства» от «излишнего» коренного населения. Отсюда и вытекала стратегическая концепция ведения войны на Востоке – войны на уничтожение. Такие документы, как генеральный план «Ост», «Инструкция об особых областях к директиве №21 (план «Барбаросса»)», датированная 13 марта 1941г., «О военной подсудности в районе «Барбаросса» и об особых полномочиях войск» от 13 мая 1941г. (док. №1), «Двенадцать заповедей поведения немев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941г. и др., освобождали фашистских солдат от ответственности за преступления и возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики.
Уничтожение белорусского населения с применением жестоких форм проводилось часто под предлогом борьбы с партизанами. При этом партизанское движение рассматривалось как удобная причина для осуществления преступных планов «обезлюдения» захваченных территорий. «Партизанская война, – подчеркивал Гитлер на совещании 16 июля 1941 г., – дает нам возможность уничтожать все, что восстает против нас».
Борьба с партизанами велась, как правило, самыми жестокими методами. Санкцию на их применение давали приказы высшего руководства. А так как военные операции против партизанских отрядов часто не давали необходимых результатов, то за «успехи» выдавались сожженные мирные деревни и убитые жители. Наиболее радикальным средством против партизан и населения Беларуси стали карательные операции.
В июле 1941 г. полицейский полк «Центр» организовал карательную акцию в Беловежской пуще и прилегающих к ней районах, в ходе которой сожжено 34 населенных пункта (док. № 3). Во время проведения операции «Припятские болота» в июле–августе 1941 г. сожжены деревни: Хотыничи Ганцевичского района (уничтожены73 человека); Запесочье (300 человек), Погост (69 человек), Рыдча (26 человек), Сторожовцы (30 человек), Черничи (40 человек) Туров-ского района; Великая Гать (123 человека), Святая Воля (436 человек) Косовского района; Осташковичи (120 человек), Славень (72 человека) Паричского района; Борки, Выброды, Глушец, Залесье, Клетное, Радецк (13 человек), Чадель (38 человек), Хидры Пружанского района. Всего по данным на 13 августа 1941 г. уничтожено 13788 человек. В сентябре–октябре 1941 г. на территории Минской, Могилевской, Витебской и Брестской областей проведено 10 операций, в результате которых, как видно из отчетных документов карателей, уничтожено 7162 человека.
Белорусский народ не смирился с фашистской оккупацией. Первые партизанские отряды в Беларуси начали действовать в тылу врага уже в июне–июле 1941 г. Проявляя мужество и героизм, они упорно и настойчиво громили врага. К концу 1942 г. партизаны стали вытеснять оккупантов не только из отдельных деревень, но и целых районов Беларуси. В 1943 г. они контролировали 60% ее территории. Партизаны, ведя непрерывные бои, спасли тысячи мирных жителей от уничтожения и угона в фашистское рабство. Командование партизанских формирований принимало все меры, чтобы защитить население. Организовывалось наблюдение и оповещение населения при появлении карателей, практиковался вывод людей в партизанские зоны, создавались семейные лагеря для гражданского населения. В Брестской области была организована сводная партизанская маневренная группа для защиты населения (док. № 87). 21 сентября 1943 года ЦК КП(б)Б подготовил директиву о задачах партийных подпольных организаций и партизанских отрядов Беларуси по спасению населения от истребления и угона в рабство при отступлении немецких войск (док. № 97). Была поставлена задача предотвратить окончательное разрушение и сжигание городов и сел, истреблять всеми средствами немецких поджигателей, появляющихся в населенных пунктах, всеми силами сохранять мирное население от истребления и угона в фашистское рабство. Выполняя директиву, обкомы КП(б)Б приняли аналогичные постановления (док № 102, 106).В результате проведенных партизанами мероприятий удалось во многих случаях спасти от сожжения белорусские деревни, сберечь от угона население. Чудовищные злодеяния совершали фашисты в Беларуси на протяжении трех лет оккупации. За период с 1941 по 1944 гг. ими сожжены 9200 сел и деревень, 5295 из них фашисты уничтожили вместе со всемили частью населения. В Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 – трижды, 22 – четыре раза и более. В Минской области дважды сжигались 92 деревни, трижды – 40, четырежды – 9, пять и более раз – 6 деревень. 186 белорусских деревень не возродились.
Из 5295 деревень – 3% уничтожено в 1941 г., 16% – в 1942 г., 63% –в 1943 г., 18% – в 1944 г.
Итогом нацистской политики геноцида и «выжженной земли» в Беларуси стали 2 230 000 человек уничтоженных за три года оккупации. Согласно уточненным данным погиб каждый третий житель Беларуси.
Информация о ходе и результатах расследования
уголовного дела по факту геноцида населения БССР
в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период
(по состоянию на 21.03.2025)
С момента возбуждения уголовного дела по факту совершения нацистскими преступниками, их пособниками, преступными формированиями геноцида населения БССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период членами следственной группы по Гродненской области:
-
допрошено в качестве потерпевших и свидетелей свыше 4300 лиц, из них 340 узников концентрационных лагерей и 330 родственников данных узников;
-
установлено и осмотрено 42 места массового уничтожения и захоронения мирного населения;
-
установлено 42 ранее неизвестных места принудительного содержания населения (46 ранее известных места принудительного содержания населения, итого 88), организованных на территории Гродненской области немецко-фашистскими оккупантами;
-
установлено 145 ранее неизвестных сожженных полностью или частично населенных пункта (ранее известно о 310 таких деревень и хуторов на территории области, итого 455 населенных пункта).
-
6 населенных пунктов из 455 включены в Хатынский список, при этом 1 населенный пункт (хутор Михалец Свислочского района) включен в ходе расследования уголовного дела. Подготовлены для направления в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь сведения с обоснованиями о включении в Хатынский список следующих населенных пунктов: деревня Рудня Слонимского района, хутор Карницких Кореличского района и хут.Перекоп Щучинского района.
Членами следственной группы установлен и допрошен очевидец сожжения немецкими оккупантами деревни Рудня и ее мирных жителей, а также иные лица, которым данный факт известен со слов родных.
Из воспоминаний жителей близлежайших деревень:
«… Я родилась в 1937 году в д.Хорошевичи Слонимского района. На начало войны мне было 4 года, но некоторые события я помню хорошо. Помню, что в деревне стали говорить о том, что д.Рудня горит. Это примерно было тогда, когда война шла уже год. Мне было 5 лет. Нам детям было интересно и мы бегали в деревню Рудня посмотреть, что там горит. Как я помню, когда мы туда прибежали, я видела лежащие обгоревшие тела. Всю деревню немецкие солдаты подожгли, и все дома в этой деревне с горели. Как я поняла, с горели и местные жители в этой деревне. Было очень страшно. … Я лично видела как д.Рудня горела, видела обгоревшие тела людей, которые лежали на улицах. …».
«…немецкие солдаты сожгли д.Рудня, которая была расположена недалеко от д.Хорошевичи вместе с местными жителями, в основном женщинами, детьми и стариками, сожгли все дворы. … Деревня так и не восстановлена после войны …».
«Деревню после войны не восстановили, там никто больше так и не жил… Сейчас там памятник возле дороги стоит в память об убитых немецкими захватчикам и мирных жителях деревни».
Помимо установления всех фактов геноцида белорусского народа, члены следственной группы занимаются установлением персональных данных мирных граждан и военнопленных, погибших в годы войны от рук немецких оккупантов и их пособников, мест их захоронения и увековечивание памяти жертв геноцида.
Только в результате сбора материалов в отношении Серафимовича С.С. удалось установить более полутора тысяч ранее неизвестных лиц, погибших от рук немецких пособников. В настоящее время проводится работа по нанесению данных о них на мемориалы, а вновь установленные места массового захоронения ставятся на государственный учет.
Более 15 неучтенных захоронений за 2024 год поставлено на государственный учет по результатам рассмотрения обращений граждан и изучения материалов архивных дел и документов, допросов свидетелей и потерпевших (Ивьевский, Кореличский, Лидский, Новогрудский и Щучинский районы).
Работа по увековечиванию жертв войн и защитников Отечества органами прокуратуры проводится на системной основе.
Ежегодно на территории Гродненской области проводятся полевые поисковые работы с участием 52 отдельного специализированного поискового батальона. За время расследования уголовного дела костные останки и иные сопутствующие предметы обнаружены на территории Дятловского, Гродненского, Островецкого, Ивьевского и Слонимского районов. На 2025 год запланированы полевые поисковые мероприятия на территории Лидского, Дятловского, Волковысского и Сморгонского районов.
На территории Слонимского и Ивьевского районов в 2025 году будут проведены захоронения жертв войн, чьи костные останки обнаружены в 2024 году.
Проводится сбор сведений в отношении лиц, избежавших уголовной ответственности за совершенные во время войны деяния для последующего решения вопроса о выделении дел в отношении таких лиц и направлении их в суд.
Членами следственной группы собраны и направлены в 2024 году в Генеральную прокуратуру Республики Беларусь материалы уголовного дела в отношении немецкого пособника Серафимовича С.С. по ст.127 УК Республики Беларусь, которое Генеральным прокурором Республики Беларусь направлено 20.12.2024 в суд. С 06.02.2025 в Верховном Суде Республики Беларусь продолжается рассмотрение данного дела.