Родительский университет

Родительский университет

развернуть

Дорогие родители!

Школа предлагает сотрудничество в воспита­нии вашего ребенка. Ваш ребенок для вас — это ваше будущее, это ваше бес­смертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Педагоги школы крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания. Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем вам придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих правил:

1. Семья — это материальная и духовная ячейка для воспитания детей,  для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом — пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каж­дый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребе­нок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобре­тение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Глав­ное средство воспитания ребенка — это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее за­ботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова — вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей се­мьи.

4. Развитие ребенка — это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интере­сы и склонности.

5. Основа поведения ребенка — это его привычки. Следите за тем, что­бы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные. Нау­чите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдние режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его вы­полнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль — это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ре­бенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответствен­ность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает в той или иной форме возрастные кризисы: в 6-7 лет, когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни.  Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья — это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени прове­рять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспита­ния вашего ребенка, пусть он приносит вам радость и счастье!

свернуть

План родительского университета

развернуть

План проведения мероприятий в рамках родительского университета
в ГУО «Средняя школа №32 им. Т.Г.Ларионовой г.Гродно»
в 2024/2025 учебном году

Сроки проведения Темы Участники Форма проведения Ответственные
1 четверть Адаптация учащихся в I классе Законные представители учащихся I классов Лекция/занятие Классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
Как родители могут помочь ребенку учиться. Законные представители учащихся II классов Лекция/занятие Классный руководитель
Значение школьной отметки в жизни ребенка. Законные представители учащихся III классов Лекция/ занятие Классный руководитель
Возрастные психофизиологические особенности учащихся IV классов. Законные представители учащихся 
IV классов
Лекция/занятие Педагог-психолог, медицинский работник
Адаптация ребенка в новом коллективе. Законные представители учащихся V классов Лекция/занятие Классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Законные представители учащихся VI классов Лекция/занятие Педагог-психолог, педагог социальный, классный руководитель
Психологические и физиологические особенности семиклассников. Законные представители учащихся VII классов Лекция/занятие Педагог-психолог, медицинский работник
Жизненные цели подростков. Цели подросткового периода. Постановка целей и их достижение. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей Законные представители учащихся VIII классов Лекция/занятие Педагог-психолог, педагог социальный
Портрет современного подростка. Законные представители учащихся 9 классов Лекция/ конференция/ вебинар Педагог-психолог, классный руководитель, медицинский работник
Здоровье — это жизнь. Законные представители учащихся 10 классов Лекция/ беседа/семинар- практикум/ вебинар Педагог социальный, медицинский работник
Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Законные представители учащихся 11 классов Семинар-практикум/ форум/вебинар Педагог-психолог, классный руководитель
II четверть Режим дня Законные представители учащихся 1 классов Беседа/ практикум/ мастер-класс Классный руководитель, медицинский работник
Главные правила здорового образа жизни.Здоровье Законные представители учащихся 2 классов Круглый стол/семинар практикум/ вебинар Классный руководитель, медицинский работник
Психологические ифизиологические особенности третьеклассников. Законные представители учащихся 3 классов Лекция/ семинар-практикум/ мастер- класс Педагог-психолог
Как научить своего ребенка жить в мире людей. Законные представители учащихся 4 классов Круглый стол/дискуссия/ форум/ семинар-практикум Классный руководитель, педагог социальный
Ребенок средисверстников. Законные представители учащихся 5 классов Круглый стол/беседа/ семинар-практикум Классный руководитель, педагог-психолог, педагог социальный
Профилактика проблемного поведения подростков. Законные представители учащихся 6 классов Семинар-практикум/ вебинар/ психологический тренинг Педагог-психолог, классный руководитель
Профилактика правонарушений под­ростков. Законные представители учащихся 7 классов Круглый стол/беседа/ вебинар Педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних
Как уберечь подростка от насилия. Законные представители учащихся 8 классов Конференция/форум/ семинар-практикум/ психологический тренинг Педагог-психолог, педагог социальный, инспектор по делам несовершеннолетних
Агрессия, ее причины и последствия. Законные представители учащихся 9 классов Беседа/ семинар- практикум/ вебинар Педагог-психолог, педагог социальный
Первая любовь в жизни вашего ребенка. Законные представители учащихся 10 классов Круглый стол/дискуссия/ форум/ мастер-класс Педагог-психолог, медицинский работник
Как уберечь ребенка от зависимостей? Законные представители учащихся 11 классов Колнференчция/беседа/ практикум Педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник, инспектор по деламнесовершеннолетия
III четверть Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Законные представители учащихся 1 классов Круглый стол/дискуссия/ форум Классный руководитель
Влияние семьи па эмоциональное состояние ребенка. Законные представители учащихся 2 классов Лекция/ семинар практикум/ психологическийтренинг Педагог-психолог, педагог социальный
Здоровая семья — здоровый ребенок. Законные представители учащихся 3 классов Беседа/ дискуссия/ практикум Педагог социальный, медицинский работник
Ребенок и компьютер. Законные представители учащихся 4 классов Конференция/ круглый стол/дискуссия/ форум/ семинар- практикум Педагог-психолог, классный руководитель
Ваш ребенок вырос. Законные представители учащихся 5 классов Лекция/ беседа/вебинар Педагог-психолог, педагог социальный, медицинский работник
Безопасность подростков в сети Интернет. Законные представители учащихся 6 классов Круглый стол/дискуссия/ форум/ семинар-практикум/ мастер- класс Педагог-психолог, классный руководитель
Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Законные представители учащихся 7 классов Конференция/ дискуссия/форум/ семинар-практикум/ психологический тренинг Педагог социальный, педагог-психолог
Осторожно: суицид. Законные представители учащихся 8 классов Беседа/ семинар-практикум/ вебинар Педагог-психолог, педагог социальный
Формирование здорового образажизни: вредныепривычки и как им противостоять. Законные представители учащихся 9 классов Лекция/ беседа/ семинар-практикум Педагог-психолог, классный руководитель, педагог социальный
Роль семьи вформировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Законные представители учащихся 10 классов Беседа/ круглый стол/вебинар Педагог-психолог, педагог социальный
Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Законные представители учащихся 11 классов Круглый стол/дискуссия/ форум/вебинар Педагог социальный, классныйруководитель
IV четверть Положительные эмоции в жизнишкольника. Законные представители учащихся 1 классов Семинар-практикум/ психологический тренинг Педагог-психолог
Трудовое воспитание детей в семье. Законные представители учащихся 2 классов Круглый стол/ фотоэкскурсия/ мастер-класс Классный руководитель
Эффективное общение в семье — залогуспеха школьника. Законные представители учащихся 3 классов Семинар-практикум/ психологическийтренинг Педагог-психолог,
педагог социальный
Книги в жизнишкольника. Законные представители учащихся 4 классов Круглый стол/дискуссия/ форум/вебинар Классный руководитель
Меры наказания и поощрения в со­временной семье. Законные представители учащихся 5 классов Круглый стол/дискуссия/ форум/вебинар Классный руководитель,
педагог социальный
Организация летнего отдыха подростков. Законные представители учащихся 6 классов Конференция/семинар- практикум/ вебинар Педагог социальный, медицинский работник
Как повыситьучебную мотивацию подростков. Законные представители учащихся 7 классов Беседа/ семинар-практикум/ психологическийтренинг Классный руководитель,
педагог-психолог
Культура поведения в конфликтных ситуациях. Законные представители учащихся 8 классов Круглый стол/конференция/ семинар-практикум/ психологический тренинг Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подросткувыбрать профессию ? Законные представители учащихся 9 классов Конференция/форум/ семинар-практикум/вебинар Педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель
Как помочьстаршекласснику обрести уверенность в себе? Законные представители учащихся 10 классов Круглый стол/дискуссия/ психологический тренинг, вебинар Классный руководитель,
педагог-психолог
Как помочь ребенку в период подготовки к экзаменам ? Законные представители учащихся 11 классов Семинар-практикум/мастер- класс/психологический тренинг Классный руководитель, педагог-психолог, медицинский работник
свернуть

Общешкольные родительские собрания

развернуть

График проведения общешкольных родительских собраний
в Средней школе № 32 им.Т.Г.Ларионовой г.Гродно
в 2024/2025 учебном году 

Дата проведения Тема собрания Участники Ответственные
28.08.2024 Организация образовательного процесса на начальной ступени обучения Законные представители
учащихся I классов
Зам. директора по УР
Богданович В.И.
11.09.2024 Единство семьи и школы по обеспечению успешной социализации детей Законные представители
учащихся V-XI классов
Зам. директора по ВР
Войтеховская А.В.
13.11.2024 Будущее ребенка в наших руках. Сопровождение и поддержка профессионального выбора ребенка со стороны родителей Законные представители
учащихся VIII-XI классов
Зам. директора по ВР
Войтеховская А.В.
11.12.2024 Формирование ценностного отношения к здоровью, навыков безопасного, самосохранного и ответственного поведения у детей Законные представители
учащихся I-XI классов
Зам. директора по ВР
Войтеховская А.В.
12.02.2025 Семья – как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей. Профилактика рискованного поведения подростков. Законные представители
учащихся V-XI классов
Зам. директора по ВР
Войтеховская А.В.
11.04.2025 Правильно сделанный выбор - будущее вашего ребенка Законные представители
учащихся IX, XI классов
Зам. директора по УР
Романова Т.М.
14.05.2025 Семья и школа. Итоги сотрудничества.  Организация летнего отдыха и досуга детей. Безопасность обучающихся Законные представители
учащихся  I-XI классов
Зам. директора по ВР Войтеховская А.В.

 

свернуть

Памятка семейному окружению детей младшего школьного возраста (7-10 лет)

развернуть

ПАМЯТКА СЕМЕЙНОМУ ОКРУЖЕНИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (7-10 лет)
«Подвиг и геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны»

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

Попытайтесь ответить себе на вопрос: «Почему так важно сохранять память о подвиге и геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны?».

Если ответ на него вызывает затруднения мы сможем вам помочь:

  • чтобы не допустить ошибки, которые привели к таким ужасным и кровавым для нашего народа историческим событиям;

  • чтобы наши дети и их потомки знали правду о Великой Отечественной войне, потому что сейчас многие заинтересованы в ее искажении (например, дети и молодежь в западных странах уверены в том, что фашизм был побежден США, а нашим солдатам, ценой своих жизней спасшим Европу, сносят памятники);

  • чтобы наши дети выросли в уважении к героизму и жертвам людей прошлого, благодаря которым мы с вами можем жить, любить, мечтать, достигать целей и быть счастливы под мирным небом.

Еще один важный вопрос: «С чего начинается Родина?».

Ответы на него есть в одноименной песне, которую когда-то исполнял Марк Бернес. Прослушайте ее сами, а потом с ребенком, постарайтесь примерить предложенные автором художественные образы на себя и тогда вам легко будет объяснить ребенку, почему все это «в любых испытаниях у нас никому не отнять». Сделав это, вы и сами сможете понять, почему так важно в мире информационных технологий, яркой и динамичной компьютерной графики все же быть Человеком – личностью, благодарной и духовно привязанной к своей семье, дому, стране – Родине.

Теперь можно приступать к основной работе с ребенком, но для того чтобы она стала результативной, пожалуйста, учитывайте следующие рекомендации.

1. Индивидуализация

Многое зависит от учета психофизиологического и личностного развития, от того, когда, на каком возрастном этапе конкретного ребенка какие формы и методы применять. Например, если ваш ребенок существенно опережает сверстников по своим социальным и интеллектуальным качествам, интересуется данной тематикой можно не дожидаться школьного возраста для разговоров о войне. В любом случае рекомендуется ознакомить ребенка с подходящими для его особенностей (характера, интересов) формами сохранения исторической памяти (совместный просмотр фильмов, прочтение книг, прослушивание и заучивание песен и стихов о войне, посещение мемориальных комплексов и музеев, памятников, массовых площадок государственных праздников, просмотр телепередач (например, парад, минута молчания), участие в акциях памяти и др.). Очень важно обсуждать с ребенком его впечатления от проведенного мероприятия (просмотренного фильма или посещения мемориального комплекса). Это позволит устранить возможные пробелы в восприятии художественных образов, а также позволит лучше усвоить информацию.

2. Особенности психологического восприятия информации

С учащимися начальной школы говорить о геноциде, о тех ужасах, которые происходили, об уничтожении мирного населения на оккупированных нацистами территориях надо очень аккуратно – их психика очень подвижна. Но именно в этом возрасте следует заложить общее понимание трагедии и подвига белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период. Поэтому избегайте натуралистических фото и видео изображений, как правило имеющихся в документальных материалах о войне, старайтесь донести информацию понятно. Например: «Представь себе, что в твоем классе погиб каждый третий ученик. Так когда-то давно фашисты поступили со всем нашим народом. В нашей семье в это число попали твои …. Если будешь помнить об этом, то тогда все они погибли не зря. Они победили фашизм. А мы (весь наш народ), заплатив такую страшную цену за победу, сделаем все, чтобы это не повторилось».

В таком возрасте важно не допускать самостоятельный (без присмотра родителей) поиск информации по теме, поскольку психика ребенка еще не готова увидеть или услышать все ужасы тех событий. Поэтому рекомендуем показать данную памятку всем членам семьи и родственникам, с которыми общаются ваши дети, во избежание получения от них информации, не предназначенной для детей их возраста.

3. Сущность и методы работы

Главное при работе над развитием индивидуальной исторической памяти в этом возрасте это создание в сознании ребенка достоверных и непротиворечивых образов исторического прошлого, развитие у него ощущения личной сопричастности (восприятие подвига своего прадеда/прабабушки как своего собственного). Это послужит формированию личности, испытывающей гордость за героизм своего народа, соизмеряющей свои поступки с полученными представлениями.

Для этого целесообразно:

говорить с ребенком в правильное время и в правильной обстановке.

Важную роль играет предшествующее эмоциональное состояние ребенка, выбранное (свободное от других обычных занятий или развлечений) время, а также место беседы (музей, мемориальный комплекс, дом (квартира) старших родственников, и др.);

сопровождать свой рассказ наглядным материалом: фотографиями, в том числе из семейного альбома, письмами, семейными реликвиями (награды и др.);

не перегружать ребенка сложным материалом: не нужно указывать конкретных дат каких-то событий, точных цифр – они затрудняют восприятие;

говорить понятно и адаптивно: использовать доступную детям лексику, объяснять значение незнакомых слов, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями;

соблюдать логику содержания, системность и последовательность доведения материала.

Для выполнения последней из указанных выше рекомендаций и для того, чтобы ребенку было понятно, о чем идет речь, начинайте с объяснения «страшных» слов, которые скорее всего в этом возрасте он уже слышал или видел. Такими словами являются «нацизм» и «фашизм». Очень важно, чтобы эти слова были осмыслены ребенком, значение их было понятно (например, «фашизм (нацизм)» это когда одни люди могут уничтожать других потому что считают себя лучшими. Это не человеческая и даже не звериная (звери убивают чтобы жить) позиция (мысль, идея), которая была использована для одурманивания немцев в годы Великой Отечественной войны, чтобы они и их пособники уничтожали наших предков. Это не замысловатые руны и символы, это огромное число жертв среди мирного населения, которое стало результатом бесчеловечных действий фашистов (нацистов).

После того как вы убедились, что ваш ребенок понял, кто такие фашисты (нацисты), давайте попробуем понятно объяснить, что такое геноцид белорусского народа.

Пример: «Все люди равны. Они могут быть хорошими и плохими, умными и глупыми, маленькими и большими, но все они равны в своем праве на жизнь, здоровье, обучение и т.д. Это главное правило, которое делает человека человеком. У тебя в классе все дети разные. У каждого свой характер, способности и особенности. Но никого из детей не выгоняют из школы за неуспеваемость, другой цвет кожи, прическу, национальность, не лишают обедов, не отправляют в тюрьму, потому что в нашей стране это правило соблюдается неукоснительно.

Почти 80 лет назад, когда твои прадедушки и прабабушки были такими как ты, на нашу землю напали немецко-фашистские захватчики – жители страны Германия, одурманенные собственной властью (Гитлером и его окружением). Они считали себя самыми лучшими на земле и поэтому хотели иметь власть над всеми остальными людьми и территориями. На нашу страну они напали, чтобы забрать нашу землю, наши богатства, уничтожить большую часть населения, нашу культуру, заставить оставшихся в живых на них работать. Они хотели лишить нас Родины, дома, семьи, памяти и достоинства. Немецко-фашистские захватчики использовали жестокие методы и средства, чтобы достичь своих целей. Они лишали белорусов еды, воды, сна, свободы, отнимали детей у родителей, заставляли взрослых и детей работать на тяжелой работе без отдыха. Это все они делали для того, чтобы огромное количество мирных людей не выдерживало такого обращения и погибало. Тех, кто сопротивлялся, уничтожали, сжигая деревни вместе с жителями. Это и есть геноцид».

Теперь, когда вы рассказали о геноциде, ребенку станет проще понять, в чем заключался подвиг белорусского народа, который, несмотря на все потери, выстоял и победил фашистских нелюдей, освободил захваченные ими европейские народы вместе с солдатами Красной/Советской армии (тогда мы все: белорусы, украинцы, литовцы, россияне и т.д. жили в дружной семье народов СССР), а после этого отстроил разрушенную страну, дав нам возможность свободно жить и трудится на наше общее благо.

Необходимо рассказать детям о героическом сопротивлении фашизму наших людей (Брестская крепость-герой, партизанское движение, подполье), о юных героях того времени (Марат Казей, Борис Цариков, Зинаида Портнова и др.). Не поленитесь и, найдя материал в Интернете[1], покажите детям фотографии. Несмотря на то, что все это ваш ребенок будет проходить в школе, расскажите о них с житейской точки зрения, попытайтесь донести простыми словами, что эти люди когда-то были такими же обычными детьми, но при этом по-настоящему любили свою Родину. Они отдали самое дорогое – свою жизнь, чтобы мы жили в мирное и благополучное время. Память о них – это наша благодарность и их бессмертие.

Пример (Марат Казей). Когда началась война Марат был простым советским мальчиком, который учился в 5 классе. Когда фашисты пришли на нашу землю, его мама прятала у них в доме раненого солдата. Фашисты узнали об этом, схватили и убили ее. Марату и его сестре пришлось бежать в лес к партизанам и искать у них защиты. Марат стал настоящим воином, сражался наравне со взрослыми. В первом бою Марата ранили в руку, но он не испугался и не отступил, он поднял боевой дух своих взрослых товарищей, сам повел их в атаку. За такой поступок мальчик был удостоен медали «За отвагу», которую давали только за настоящую проявленную в бою храбрость. После этого Марата приняли в разведывательный отряд. Благодаря Марату партизаны и Красная армия получали важнейшие сведения, карты и планы фашистов.

Последний свой подвиг Марат совершил возле деревни Хоромецкие Узденского района Минской области. Там он принял неравный бой с фашистами, был окружен со всех сторон, но не сдался в плен и геройски погиб, подорвав последнюю гранату и уничтожив врагов вместе с собой.

В нашей стране помнят и чтят Марата, которому посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Памятник юному герою располагается в центре Минска в одноименном сквере.

Обязательно нужно вспомнить про фронтовиков, партизан, тружеников тыла военного времени из вашей семьи. Расскажите их историю, попробуйте передать личные переживания, стремление к победе. Если сохранились их личные вещи, письма, фотографии, награды, покажите их детям. Расскажите о том, как жили в послевоенный период ваши родственники, которых не забрала война, поделитесь своими детскими воспоминаниями, посетите семейные могилы. Необходимо показать, что ваши родные были участниками великих свершений, героями, настоящими патриотами своей Родины, отметить, что вся семья всегда будет их помнить, гордиться, стараться быть такими же.

Чтобы убедиться в том, что ребенок вас понял правильно завершайте беседы «мягкими» (не требовательными) вопросами о сути и смысле рассказанного. К наиболее общим из них относятся следующие: «Как ты думаешь, любишь ли ты свою Родину? Почему ты так думаешь? Чтобы ты мог сделать (вместе с друзьями, родителями), чтобы в твоей стране стало лучше жить? Если бы у тебя была волшебная палочка и ты мог бы выполнять только «большие» желания для всей страны, какие три желания ты бы загадал?».

Рекомендуется развивать тематику с возрастом, учитывать работу учреждений образования, восстанавливать или создавать семейные традиции (например, празднование 9 мая, 3 июля). При повторном обращении к материалу (например, при подготовке домашних заданий по исторической тематике, участии в соответствующих школьных мероприятиях) стоит постепенно раскрывать новые понятия (предатели, коллаборанты, каратели, эсэсовцы, лагеря смерти и др.), смыслы (Нюрнбергский процесс, пропаганда, реабилитация и возрождение нацизма, неонацизм), ценности (историческая память как священный долг каждого гражданина Беларуси и средство не допустить повторения трагедии; верность Родине – единственно возможный жизненный путь Настоящего Человека).

В процессе работы с ребенком нужно быть готовым ответить на его уточняющие вопросы (перечень источников достоверной информации приведен ниже), а также вопросы, возникающие в связи с услышанным и увиденным.

Пример 1. Вопрос: «Стоит ли мне бояться за свою жизнь и жизнь нашей семьи сейчас? Ответ: «Бояться не нужно. Сохранение мира в Беларуси – это одна и самых главных задач руководства (Президента и правительства) нашей страны. Наше государство и наши соотечественники делают все возможное, чтобы мрачные события тех времен не повторились, и мы всегда жили в мирное и благополучное время. Чтобы память о войне не исчезла со временем, Генеральная прокуратура вместе с другими правоохранительными органами и организациями активно ищет всю правду и виновных в тех злодеяниях, привлекает их к ответственности. Трагедия белорусского народа осталась в далеком прошлом и нам, белорусам, ничего не угрожает, пока мы не забыли правду о геноциде и подвиге белорусского народа в годы Великой Отечественной войны».

Пример 2. Вопрос: «По телевизору (в Интернете, по радио, в транспорте, в школе, во дворе) говорят о войне на Украине. Почему там идет война?». Ответ: «Россия была вынуждена начать специальную военную операцию, потому что руководство близкого нам украинского народа, пришедшее к власти незаконным путем в 2014 году, управляло страной в интересах западных стран, которые хотели навредить России, уничтожая память и правду о Великой Отечественной войне, возрождая нацизм (героизируя нацистских преступников, 8 лет убивая жителей Донбасса, которые хотели дружить с Россией). Поэтому целью специальной военной операции России является денацификация Украины – устранение идей нацизма, возвращение к дружбе между народами, имеющими общую историю».

Пример 3. Вопрос: «В Интернете видел (читал) информацию / в фильме показывали, что во Второй мировой войне сражались Сталин и Гитлер / победили американцы или англичане / Советский союз захватил, а не освободил Европу и др. Это правда?».  Ответ: «Нет! В Интернете есть много ложной информации. Ее размещают там те, кто хочет исказить нашу память. Среди них есть и потомки фашистов, желающие обелить черные дела своих предков, и лжеученые, за деньги готовые на все, и преступники, преследующие свои цели. Если увидишь что-либо подобное, обязательно скажи мне – мы обсудим и во всем разберемся».

Уважаемые родители, бабушки и дедушки! Спасибо вам, что воспользовались настоящей памяткой! Мы надеемся, что наша с вами совместная работа по сохранению исторической памяти будет результативной – поможет защитить наших детей, обеспечит их мирное будущее!

 

Источники информации по тематике сопротивления народа Беларуси фашизму:

  • Брестская крепость-герой

https://www.belta.by/society/view/dose-oborona-brestskoj-kreposti-442620-2021/

https://www.sb.by/articles/umirali-no-ne-sdavalis324.html

https://www.brest-fortress.by/

Партизанское и подпольное движение в Беларуси

https://www.cbsvit.by/index.php/2012-05-10-07-15-06/chas-muzhnastsi/58-partizany-i-podpolshchiki/2208-partizanskoe-dvizhenie-belarusi

https://archives.gov.by/home/tematicheskie-razrabotki-arhivnyh-dokumentov-i-bazy-dannyh/istoricheskie-sobytiya/velikaya-otechestvennaya-vojna-belarus/istoriya-vojny-obzor-sobytij/borba-protiv-okkupaczii-v-belarusi

https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/202917/1/229-230.pdf

Источники для поиска информации о родственниках – участниках Великой Отечественной войны

Партизаны Беларуси – Спецпроект Издательского дома «‎Беларусь сегодня» и Национального архива Беларуси (partizany.by)

Книга Памяти Республики Беларусь (memory.mil.by)

Информационная система «Память народа» (pamyat-naroda.ru)

Бессмертный полк России (polkrf.ru)

С 1985 по 2005 гг. в Беларуси издавалась серия книг «Память» —  проект, включающий печатные издания по истории всех регионов Беларуси, о людях, внесших значимый вклад в развитие своей Малой Родины, о жителях, погибших во время Великой Отечественной войны.

 

Источники информации по тематике геноцида белорусского народа:

  • Сайт Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: https://www.prokuratura.gov.by/ru/activity/rassledovanie-ugolovnogo-dela-o-genotside/
  • Геноцид белорусского народа = Genocide of the Belarusian people : информационно-аналитические материалы и документы / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2022. – 175 с.
  • Геноцид белорусского народа. Лагеря смерти = Genocide of the Belarusian people. Death camps / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2023. – 335 с.
  • Геноцид белорусского народа. Карательные операции = Genocide of the Belarusian people. Punitive operations : в 2 ч. / Генеральная прокуратура Республики Беларусь ; под общ. ред. А.И. Шведа. – Минск : Беларусь, 2023. – Ч. 1. – 311 с.
  • Ютуб канал Генеральной прокуратуры Республики Беларусь: проекты «Геноцид. Без права на жизнь», «Обыкновенный геноцид», «Геноцид. Диалог с прокурором», «Геноцид. Дело №» https://www.youtube.com/@prokuraturabelarus/playlists

 

Источники информации для самостоятельного изучения ребенком:

  • Детский правовой сайт: https://mir.pravo.by
  • Геноцид белорусского народа в годы Великой Отечественной войны: 1-4-е классы: учебное пособие для учащихся учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания / [составители: Толкачев Валерий Витальевич и др.].

Список художественных произведений,
с которыми целесообразно ознакомиться детям

Песни, стихи, литературные произведения

  • В. Баснер (музыка), М. Матусовский (слова). С чего начинается Родина
  • Я. Френкель (музыка), Р. Гамзатов (слова). Журавли
  • Р. Хозак (музыка), Е. Агранович (слова). От героев былых времен
  • Д. Тухманов (музыка), В. Харитонов(слова). День победы
  • М. Блантер (музыка), М. Исаковский (слова). Катюша
  • Б. Окуджава (музыка и слова). Десятый наш десантный батальон
  • А. Александров (музыка), В. Лебедев-Кумач (слова). Священная война
  • Н. Богословский (музыка), В. Агатов (слова). Темная ночь
  • М. Ножкин (музыка и слова). Последний бой
  • В. Баснер (музыка), М. Матусовский (слова). Дымилась роща под горою
  • М. Даніленка. «Ордэн».
  • А. Махнач. «Юныя абаронцы».
  • М. Пазнякоў. «Помнік герою».
  • Б. Сачанка. «Хлеб».
  • Эдзі Агняцвет. «Мой горад Мінск у час ваенны».
  • М. Гіль. «Партызанскі фотаздымак».
  • Л. Дайнека. «Прынясіце кветкі салдатам».
  • А. Дзеружынскі. «Крынічка партызанская».
  • А. Дудараў. «Буслы».
  • В. Жуковіч. «Бусел над Хатынню».
  • М. Маляўка. «Дзякуй за мір, перамога!».
  • І. Муравейка. «На вайне і не такое бывае» («Адважны»).
  • І. Стадольнік. «Боты».
  • П. Броўка. «А хіба ёсць, што забываюць?».
  • Я. Брыль. «Зялёная школа».
  • М. Чарняўскі. «Клятва Марата Казея».
  • М. Янчанка. «Сустрэча з бацькам».
  • А. Астрэйка. «Плошча Перамогі».
  • А. Грачанікаў. «Каля помніка партызанскай славы “Прарыў”».
  • А. Куляшоў. «Над спаленай вёскай».
  • Я. Маўр. «Дом пры дарозе», «Завошта».
  • П. Панчанка. «Дзеці вайны».
  • І. Шамякін. «Алёша-разведчык».
  • Г. Шыловіч. «Была нядзеля…».
  • Аляксей Пысін. «Проня».
  • Анатоль Вярцінскі. «Два полі».
  • Вячаслаў Адамчык. «Салодкія яблыкі».
  • В. О. Богомолов. «Иван».
  • Б. Н. Полевой. «Повесть о настоящем человеке».
  • А. Т. Твардовский. «Василий Теркин» и др.

Фильмы:

  • Сын полка (1946, В. Пронин)
  • Девочка ищет отца (1959, Л. Голуб)
  • Это было в разведке (1968, Л. Мирский)
  • Юнга Северного флота (1973, В. Роговой)
  • Садись рядом, Мишка! (1977, Я. Базелян)
  • Во имя родины (1943, В. Пудовкин, Д. Васильев)
  • Молодая гвардия (1948, С. Герасимов)
  • Смелые люди (1950, К. Юдин)
  • Два Федора (1958, Марлен Хуциев)
  • Смелого пуля боится, или Мишка принимает бой (1970, О. Николаевский)
  • Они сражались за родину (1975, С. Бондарчук)
  • Аты-баты, шли солдаты (1976, Л. Быков)
  • Повесть о настоящем человеке (1948, А. Столпер)
  • Орленок (1957, Э. Бочаров)
  • Иваново детство (1962, А. Тарковский)
  • Зимородок (1972, В. Никифоров)
  • Мальчишки (1978, В. Зобин)
  • Улица младшего сына (1962, Л. Голуб)
  • Я родом из детства (1966, В. Туров)
  • Тишина (1964, В. Басов);
  • На безымянной высоте (2004, В. Никифоров) и др.

Список мест, которые можно посетить с детьми:

  • Брестская крепость-герой
  • Хатынь
  • Монумент Победы в Минске
  • Архитектурно-скульптурный комплекс "Минск – город-герой"
  • Мемориальный комплекс "Курган Славы"
  • Историко-культурный комплекс "Линия Сталина"
  • Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны
  • Партизанский лагерь в Станьково и др.
 
свернуть

Родительская любовь и ее роль в воспитании детей. Повышение родительской компетентности в воспитании детей

развернуть

1. Родительская любовь и ее роль в воспитании детей

Наши дети еще не были взрослыми. Все, что они могут понять о правилах поведения, отношениях между людьми, исходит из опыта взаимодействия, прежде всего со своими же родителями. Взрослый, находящийся рядом, — это и пример для ребенка и помощник в формировании образа мира.

Важным условием эффективного воспитания в семье является родительская любовь.

Способы выражения любви к своему ребенку

  • Больше контактаДети с рождения нуждаются в контакте с родителями. Младенцы хотят чуть ли не круглосуточно быть у мамы на руках, дети постарше — обниматься или сидеть на коленях. Подросткам не так нужен физический, как эмоциональный или зрительный контакт. Обнимайте и целуйте детей, смотрите на них, подбадривайте и поддерживайте. Если на это нет сил, можно взять ребенка за руку, погладить его или ласково назвать. Когда ресурса нет даже на это, честно скажите детям, что вот прямо сейчас неважно себя чувствуете, поэтому не можете обниматься или говорить приятные слова. Дети прекрасно все понимают и смогут подождать, пока вы наберетесь сил. Ваша честность покажет, что вы доверяете ребенку и относитесь к нему как к равному.

  • Эффективное времяпрепровождениеНа самом деле важно не то, сколько времени вы проводите с ребенком, а чем именно вы с ним занимаетесь. Условно говоря, лучше полчаса почитать книгу, активно погулять или поиграть в настольные игры, чем 2 часа смотреть в телефон, пока ребенок копается в песочнице. Придумывайте совместные занятия, которые будут интересны и вам, и ребенку. Именно такое времяпрепровождение показывает детям, что вы их любите, хотите быть рядом с ними и уважаете их интересы.

  • Больше ответственностиДелая что-то за ребенка, мы показываем, что не верим в него и его силы. Если доверяем выполнение простых поручений или разрешаем самому одеваться и выбирать одежду, то понятно, что доверяем. Что может делать ребенок и с какого возраста, зависит от его особенностей. Одни дети уже в три года могут помогать маме готовить, а другие созревают для этого только к школе. Но очень важно не переборщить: если мы перекладываем на ребенка слишком много ответственности, с которой он еще не в состоянии справиться, мы подрываем его веру в себя — ему кажется, что он подвел маму, которая доверила ему выполнение важного задания.

  • Личное пространство.Покажите ребенку, что уважаете его, его границы и личное пространство. Не берите его вещи без спроса, не обнимайте и не целуйте без разрешения, спрашивайте его мнение и, если сравниваете, то только с ним самим, а не с другими. Это показывает, что вы уважаете ребенка, цените и любите его.

И обязательно говорите детям о том, что вы их любите!

Что делать родителям для улучшения отношений с  ребенком?

  • Интересуйтесь жизнью и увлечениями ребенка.Старайтесь задавать ребенку не только вопросы, которые бы касались его учебы, но и вопросы о повседневной и личной жизни. Если подросток не хочет вам сообщать некую информацию, то, значит, нужно оставить его с этим вопросом в покое и не пытаться вытянуть силой. Когда придет время, он сам поделится с вами. Дайте детям возможность быть услышанными. Ребенку, как и взрослому, необходимо понимание того, что его слушают, когда он говорит. Вы можете выбрать в течение дня определенный период – час или даже несколько минут, когда вы отложите все свои дела и ваше внимание будет полностью принадлежать ему.

  • Похвалы много не бывает.Похвала помогает повышению самооценки и настраивает на позитив.

  • Поддерживайте.Несмотря на то, что подросток кажется взрослым, он по-прежнему нуждается в вашей поддержке. Поддерживайте подростка во всех начинаниях, и тогда он начнет еще больше стараться, чтобы вы это увидели и похвалили его.

  • Разговаривайте по душами находите время для общения.

  • Делитесь опытом. Хоть вы и росли в совершенно иное время, но ваш опыт может быть полезен, и эти знания могут пригодиться ребенку. Делитесь опытом ненавязчиво, и тогда подросток быстрее станет чувствовать свою самостоятельность.

  • Будьте терпеливы. Чтобы наладить отношения с ребенком, необходимо набраться терпения и настойчивости. Если первый опыт оказался неудачным, то не стоит опускать руки. Семейные отношения невозможно нормализовать за пару дней – необходимо немало приложить усилий, чтобы получить положительный результат.

  • Устанавливайте свои границы и правила.

  • Будьте примером для подражания.

  • Будьте искренни и честны с подростком.

  • Делитесь вашими чувствами с детьми. Не скрывайте от них своих радостей и огорчений.

  • Принимайте активное участие во всех занятиях ребенка. Этим вы, с одной стороны, как бы «делитесь собой», с другой – выступаете образцом увлеченного выполнения заданий.

2. Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних

Суицидальное поведение – понятие, включающее в себя суицидальные проявления, попытки (парасуицид) и непосредственно суицид.

Условия возникновения суицидальных настроений.

Парасуициды и суициды у подростков часто носят ситуационный характер, нередко совершаются в ситуации аффекта (предательство, резкое замечание, обида, незаслуженное наказание). Часто суицидальное поведение формируется на фоне депрессивного настроения, ощущения одиночества, непонимания окружающими.

Мысли о смерти у подростков возникают при наличии конфликтов, которые вызывают острые переживания обиды, безысходности, одиночества, гнева. При этом, сознание подростка сужается, он не хочет искать конструктивные способы разрешения данного конфликта либо не воспринимает ранее известные. Подросток считает, что все иные способы, кроме суицида, неэффективны или неприемлемы. Конфликт для него приобретает субъективно неразрешимый характер.

Межличностные конфликты и отсутствие доверительных отношений с родителями и близкими людьми являются основными провокаторами суицидальных поступков.

Родители должны помнить и понимать, что сложные семейные отношения, сочетающиеся с непосредственным знакомством подростка с лицами, покончившими жизнь самоубийством, или членством в суицидальных группах, резко повышают риск суицида. Это больно осознавать, но суицидальное поведение подростков в большинстве случаев спровоцировано неблагополучной обстановкой в семье.

Признаки предрасположенности ребенка к суициду

  1. «Живет» в постоянном конфликте (дома, в школе, в кругу друзей). Воспринимает конфликтную ситуацию как безысходную – «ничего нельзя сделать».

  2. Выражает положительное отношение к смерти, желание мести и пр.

  3. Считает суицид оперативным, быстрым, эффективным, доступным, распространенным и единственно возможным способом достижения желаемой цели – разрешения жизненной проблемы или кризисной ситуации.

  4. Самоубийство ассоциируется с позитивными чувствами от его результата (конец страданиям, боли; облегчение; «страдания начнутся у других» – предвосхищение удовлетворенности от чувства мщения). При этом подросток осознает, что это способ страшный, возможно болезненный, непредсказуемый – неизвестно как закончится.

  5. Позитивно относится к другим людям, закончившим жизнь самоубийством, которых наделяет преимущественно положительными чертами, мотивами, характеристиками.

  6. Ищет информацию о лицах, совершивших самоубийства, людях, интересующихся данной темой (единомышленников), способах суицида, его последствиях, стремится общаться на соответствующие темы в социальных сетях, и пр.

 Как родителям поддержать ребенка в трудную минуту?

  • Проявите искренний интерес к его проблемам. Не ограничивайтесь банальным вопросом: «Как дела?». Пусть ребенок почувствует, что вам действительно важно то, что происходит в его жизни. Больше общайтесь с ним на разные темы, интересуйтесь, как прошел его день, обсуждайте то, что его волнует. Больше спрашивайте и слушайте, не перебивая ребенка своими замечаниями и наставлениями. На протяжении рассказа положительно кивайте головой – это придаст ребенку уверенности в своих словах, и он поймет, что вы его внимательно слушаете. Пусть ребенок сначала выскажется, а потом вы вместе аккуратно и тактично будете размышлять над проблемой.

  • Не допускайте, чтобы ребенок отстранялся. Если ребенок пришел домой грустный, расстроенный, не ждите, пока он сам решится вам все рассказать. Спросите его, почему он в таком состоянии, скажите, что всегда готовы помочь и выслушать, что вы его очень любите и всегда будете на его стороне. Прежде всего помогите ребенку выразить его чувства: обиду, грусть, боль, разочарование. Плохие эмоции нельзя подавлять в себе, иначе они будут накапливаться, мучить, расшатывать его психологическое состояние, и в один момент весь поток все равно вырвется наружу, только с еще большими последствиями. Если ребенку нужно поплакать – пусть: возможно, ему станет легче. Слезы – это прекрасный способ выплеснуть эмоции. Просто сидите рядом с ним, обнимайте, шепчите утешительные слова.

Если ребенок наотрез отказывается говорить о причине своих переживаний, не настаивайте. Возможно, он пытается пережить все внутри себя и справиться самостоятельно, никого не напрягая. В этом случае просто скажите ему, что он очень сильный, вы верите в него, и он всегда может рассчитывать на вашу поддержку в трудную минуту. Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Предлагайте свою помощь, даже если он в ней особо не нуждается – так он будет видеть в вас опору и поддержку.

  • Не забывайте благодарить. Если ребенок сделал что-то хорошее, даже на бытовом уровне (сходил в магазин, помыл посуду, погулял с собакой), не игнорируйте и обязательно поблагодарите его. Простое «спасибо» даст ребенку понять, что он сделал что-то важное и значимое для вас, и его усилия не напрасны. Ведь обычно дети творят добрые дела от чистого сердца, не требуя ничего взамен. Благодарность очень важна для ребенка, особенно в трудную минуту. Ведь тогда он осознает, что кому-то нужен в этом мире, кто-то им дорожит. Делайте также добро в ответ. Так у вас с ребенком сложатся отношения, построенные на взаимопомощи. А значит, ему будет гораздо проще решить свои проблемы, ведь он будет знать, что вы всегда протянете руку помощи.
  • Делайте приятные сюрпризы. Заметив беспокойное или грустное настроение у ребенка, обязательно его чем-нибудь порадуйте. Положительные эмоции всегда перекрывают отрицательные. Бывает, дети не хотят рассказывать о своих проблемах, и выпытывать у них, что случилось, просто бесполезно! Зато, расположив ребенка к себе каким-то знаком любви и внимания, вы с большей вероятностью сможете завязать доверительный разговор и обязательно совместно решить любую проблему.

Поддержка родителей просто необходима ребенку, особенно если он переживает не лучшие времена в своей жизни. Родителям важно и нужно донести до ребенка простую истину: он всегда будет нужен и любим.

3. Профилактика правонарушений и преступлений, в том числе по противодействию незаконному обороту наркотиков

Наркомания несовершеннолетних, к сожалению, приобретает масштабный характер: среди тех, кто знакомится с наркотиками, не только дети и подростки из «неблагополучных» семей, имеющие проблемы с поведением, но и те, кто не вызывает тревоги у родителей и педагогов.

Справочно.

По итогам первого квартала 2024 г. в сравнении с аналогичным периодом 2023 г. отмечено увеличение количества расследованных и направленных в суд уголовных дел, подозреваемыми по которым признаны несовершеннолетние, в сфере незаконного оборота наркотических средств (+50%; количество преступлений выросло с 16 до 24). При этом рост наркопреступлений отмечен только на территории г. Минска (в три раза, с 4 до 12). В основном несовершеннолетними совершались преступления, связанные со сбытом психотропных веществ (20 из 24). Учащимися школ и гимназий совершено 11 наркопреступлений, лицеев и колледжей - 11, высших учебных заведений - 2.

Абсолютное большинство наркопреступлений, совершенных с участием подростков, связано с незаконным оборотом особо опасных психотропных веществ – альфа-PVP, пара-метилэфедрон, 4-СМС. Это вещества, потребление которых может привести к летальному исходу даже при первичном потреблении. В свою очередь наступившие последствия в виде смерти потребителя влекут для распространителя уголовную ответственность в виде лишения свободы сроком до 25 лет.

Любой родитель стремится обезопасить своего ребенка, но очень часто случается так, что родители даже не подозревают о том, что их сын или дочь становятся втянутыми в наркобизнес.

На что следует обращать внимание родителям?
Что должно вызывать тревогу?

  • У подростка появилось много денег (ребенок перестал просить карманные деньги, не просит о пополнении баланса мобильного телефона);

  • Покупает дорогие вещи.

  • Использует электронные кошельки.

  • Имеет карты на других владельцев.

  • Попытки регистрации на криптообменных площадках.

  • Часто уходит из дома.

  • Наличие в телефоне фотографий местности.

  • Использует мессенджеры «Vipole», «Telegram».

  • Наличие в телефоне приложений, позволяющих определять GPS- координаты и накладывать их на фотографии (например, NoteCam или его аналоги).

  • При разговоре использует следующие слова: скорость, гарик, кристалл, меф, алъфач, соль, марафон, приход, кумар и др.

  • Использование приложений, основная цель которых — скрыть истинное местонахождение пользователя в сети.

  • Наличие электронных весов, пакетиков для упаковки, респиратора.

Вовлечение детей в наркобизнес часто происходит с помощью обещаний большого заработка через интернет. Поэтому родителям следует быть внимательным к тому, с кем общается подросток, находясь в социальных сетях; следует понимать, чем заняты дети в сети Интернет. Специалисты советуют изучать переписку в социальных сетях, обращать внимание на установленные приложения, программы на компьютере или телефоне сына, дочери.

Чаще всего вербовка (вовлечение несовершеннолетних в незаконный оборот наркотиков) подростков происходит через социальные сети («ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Одноклассники») и мобильные мессенджеры («Telegram», «WhatsApp», «Viber», «Skype»).

Если ваш ребенок перестал просить деньги на телефон, карманные расходы, целесообразно заказать детализацию звонков и интернет-трафика.

Очень важно разговаривать с детьми на эту тему! И чем раньше родители начнут обсуждать эти вопросы с детьми, тем лучше. Ведь, как правило, в 14,15 или 16 лет дети уже могут получить предложение о «трудоустройстве».

Следует помнить, что уголовная ответственность за незаконный сбыт наркотиков, предусмотренная статьей 328 Уголовного кодекса Республики Беларусь, наступает с 14 лет и предусматривает наказание в виде лишения свободы от 3 до 25 лет.

Постоянно объясняйте ребенку, что единственное решение, позволяющее избежать медицинских и правовых последствий, связанных с незаконным оборотом наркотиков – никогда, ни при каких обстоятельствах не связываться с ними!

 

4. Защита детей от угроз потребления нежелательной информации в сети Интернет

За последние годы сеть Интернет вошла в нашу жизнь и стала важным современным источником информации и средством общения. Сегодняшние дети уже не представляют себе мир без смартфона или планшета, браузера и онлайн-игр. Поэтому очень важно рассказывать им об основных правилах безопасного использования сети Интернет.

 С каким угрозами сталкиваются дети в сети Интернет?

Мошенничество. Признаки интернет-мошенничества бывает непросто распознать даже взрослым. Совершать противоправные действия в сети преступники могут как через сеть Интернет, так и через локальное подключение. Хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем ввода, удаления, блокирования, модификации компьютерной информации определяется статьей 209 Уголовного кодекса Республики Беларусь. «Мошенничество» и ответственность по указанной статье наступает с 16 лет.

Возможные схемы мошенничества, которым могут быть подвержены дети:

  1. Поддельные интернет-магазины. В интернете существует большое количество поддельных магазинов, недобросовестных продавцов и лжепредпринимателей, которые могут обмануть, не предоставить товар или завладеть персональными данными для мошеннических действий.

Развитие интернет-торговли нередко вызывает у детей желание не только купить, но и начать продавать товары. Некоторые школьники организуют группы продаж товаров из Китая, например, с площадок Aliexpress, некоторые выставляют на продажу свои поделки, творческие работы, личные вещи, размещают объявления об оказании услуг.

Посоветуйте детям не продавать товары через неспециализированные интернет-сайты, социальные сети, рассылку рекламных сообщений.

  1. Информация о легком заработке. Сейчас в сети Интернет набирают популярность объявления о легком и высоком заработке для подростков. Зачастую такая работа связана с вовлечением детей в мошеннические или преступные схемы.

Справочно. Все чаще в социальных сетях пользователям стали приходить сообщения с предложениями без особых усилий заработать до 100 долларов за день. Что для этого нужно? Всего ничего, оформить на себя банковскую карту в банке, на который укажет мнимый работодатель, и передать сообщением в сети Интернет полученные реквизиты карты потенциальному работодателю.

Как правило, все общение проходит в сети Интернет без личного контакта. Истории, для чего нужна работодателю банковская карта чужого человека, различны. В основном это необходимость перевода денег на счета в Беларуси, а сам он не может, так как находится в другой стране.

Человек, согласившийся на такие условия сделки, становится так называемым «Дропом» – подставным лицом, используемым кибермошенниками в серых схемах. Дроп – это человек, который соглашается, чтобы его банковская карта стала «транзитной» для денежных средств, украденных мошенниками. Дроп переводит полученные незаконным путем денежные средства с одного счета на другой. Такая цепочка переводов нужна для того, чтобы запутать следы киберпреступников и усложнить работу милиции. Ими в большинстве своем становятся студенты и школьники, испытывающие нужду в финансах. Многие из них не знают, что идут на преступление, думают, что действительно работают, получая заработную плату.

Научите детей:

  • анализировать любые «привлекательные» объявления на адекватность;

  • всегда проверять информацию о работодателе, а проверив — настаивать на оформлении официальных трудовых отношений. Если речь не идет ни о чем незаконном, работодатель должен согласиться;

  • выяснять содержание и условия подработки до мелочей (почему так оценивается, что конкретно нужно делать, что нужно везти, какой товар доставлять);

  • если что-то смущает – не стесняться спрашивать и выяснять любые подробности;

  • всегда помнить, что за легкую работу ни один работодатель не будет расплачиваться крупной суммой денег;

  • обращать внимание на предложения сделать что-то анонимно. Это один из маркеров того, что вас вовлекают в мошенническую схему.

Для защиты детей от опасностей в сети Интернет необходима, в первую очередь, активная позиция родителей.

Рекомендуется совместно с детьми установить ряд правил использования интернет-пространства:

  1. Определите детям, какие сайты они могут посещать, какие – нельзя. Выберите сайты, которые можно посещать вашему ребенку и заблокируйте доступ к неподходящим материалам.

  2. Помогите детям выбрать правильное регистрационное имя и пароль. Убедитесь в том, что они не содержат никакой личной информации.

  3. Объясните детям необходимость защиты их конфиденциальности в сети Интернет. Настаивайте на том, чтобы они никогда не выдавали своего адреса, номера телефона или другой личной информации; например, места учебы или любимого места для прогулки, а также не пересылали интернет-знакомым свои фотографии.

  4. Будьте в курсе, с кем контактирует в интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.

Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.

  1. Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу. Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

  2. Научите детей уважать других в интернете. Убедитесь, что они знают о том, что правила хорошего поведения действуют везде – даже в виртуальном мире.

  3. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены. Следует объяснить детям, что нужно критически относиться к полученным из интернета материалам, ведь опубликовать информацию в интернете может абсолютно любой человек.

  4. Контролируйте деятельность детей в интернете с помощью современных программ. Они помогут отфильтровать вредное содержимое, выяснить, какие сайты посещает ребенок и с какой целью. Однако открытое, честное общение всегда предпочтительнее вторжения в личную жизнь.

  5. Поощряйте детей делиться с вами их опытом в интернете. Посещайте сеть Интернет вместе с детьми. Будьте внимательны к вашим детям! Помните, что никакие технологические ухищрения не могут заменить простое родительское внимание к тому, чем занимаются дети за компьютером.

  6. Расскажите о существовании фальшивых рекламных объявлений, обсудив с детьми, что такое рекламные программы и мошенничество, связанное с фальшивыми рекламными объявлениями.

  7. Отслеживайте все финансовые операции, совершаемые подростками в интернете, в том числе заказы, покупки или продажи товаров.

Благополучие наших детей зависит от наших совместных усилий.

свернуть

Подписка на Telegram-канал областной школы «Успешное родительство»

развернуть

Подписка на канал может быть осуществлена двумя способами:

  1. Внести в поисковую строку мессенджера Telegram https://t.me/uspeshnoeroditelstvo и нажать кнопку «Присоединиться».

  2. Отсканировать QR-визитку Telegram-канала и нажать кнопку «Присоединиться».

свернуть
Положение о родительском университете СШ № 32 им.Т.Г.Ларионовой г.Гродно
Программа родительского университета
Онлайн-платформа «Родительский университет»
Виртуальная школа "Успешное родительство"
поделиться в: