Преемственность между начальной школой и учреждениями дошкольного образования

Подготовка детей к школе

развернуть

Подготовка ребенка к школе от А до Я. Памятка для родителей

Мысль о предстоящем походе в школу волнует не только ребенка, который переживает из-за необходимости знакомится с одноклассниками и о том, что придется долгое время сидеть на одном месте. Школа — большой стресс и для родителей. Что могут сделать мама и папа, чтобы успокоить себя и помочь дошкольникам поскорее влиться в учебный процесс? Правильно: постепенно готовить ребят к новому жизненному этапу.

Подготовка к школе для детей 6-7 лет требует развития у них определенных навыков. Ребенок до своего первого звонка должен уже уметь:

  • писать свое имя;
  • назвать свой домашний адрес и день рождения;
  • считать как минимум до 10 (и обратно);
  • самостоятельно одеваться и раздеваться (плюсом для девочек будет уметь делать себе незамысловатую прическу);
  • держать в руках ручку/карандаш/ножницы;
  • узнавать свои вещи.

Серьезное обучение чтению, счету и выполнение других сложных задач можете смело доверить опытным школьным преподавателям или учителям в детских центрах развития.

Конечно, если у малыша есть хорошая база, то и в школе ему будет учиться легче. После окончания курсов в школе “Новое поколение” все наши маленькие выпускники были готовы сесть за парту: и читали, и считали, и писали. И самое главное — научились думать и не бояться высказывать свое мнение.

Если переживаете, что малыш где-то не дотягивает до школьного обучения, смело ведите его на курсы: если дома с родителями совсем не рабочая атмосфера и учиться не хочется, то в группе с одногодками малышу будет интересно узнавать новое.

Особое внимание стоит уделить следующим навыкам и советам, которые значительно облегчат подготовку к первым урокам.

1. Развитие координации и мелкой моторики

Хорошая координация пригодится дошкольнику не только на уроках физкультуры или танцах. Игры со сверстниками, занятия по декоративно-прикладному искусству — здесь также потребуется слаженность движений. Не говоря уже о том, что обучение письму предполагает своевременное развитие мелкой моторики пальцев рук.

Упражнения на развитие координации у детей, неотъемлемая часть подготовки к школе для детей 6-7 лет, могут включать в себя игры на замирание и равновесие. Например, потренируйтесь с ребенком показывать цаплю, стоящую на одной ноге, ходите с малышом по невысоким бордюрам, научите его кататься на велосипеде. Если вы вдруг сами занимаетесь йогой, приобщите и вашего дошкольника к выполнению несложных асан.

Активное развитие мелкой моторики происходит, когда ребенок мастерит: вырезает из бумаги, разрывает листок на маленькие кусочки, складывает несложные оригами-фигурки, рисует и лепит из пластилина.

2. Самостоятельность, ответственность.

С одной стороны, ребенок в школе научится соблюдать дисциплину и выполнять поручения и задания, данные учителем. А с другой — малышу также не помешает быть готовым брать на себя ответственность и предлагать в будущем какие-либо инициативы для класса. Кроме того, ребенок должен понимать, что он несет ответственность за свои канцелярские товары, учебники и другие вещи.

Давайте ребенку несложные задания по дому (протереть пыль или полить цветы) и почаще позволяйте ему делать выбор самостоятельно (например, выбрать себе одежду в магазине).

3. Терпение

Привыкнуть к 45-минутному уроку дошкольнику по началу будет очень нелегко. Но чтобы облегчить для него эту задачу, вы можете:

  • молча слушать вместе с ним аудиорассказы и сказки;
  • посвящать время совместному чтению книжек вслух (и водить пальцем по строкам, чтобы малыш запомнил направление чтения) и рисованию;
  • предложить ребенку собрать вместе пазл.

Занятие в “Новом поколении” длится 2 часа. И многие родители сначала пугаются, услышав эту цифру. Боятся, что ребенок не сможет высидеть столько времени за партой. Но секрет в том, что в эти 2 часа входят 3 занятия по 25-30 минут (математика, обучение грамоте, урок по развитию мелкой моторики) и перерывы по 15 минут с чайными паузами.

Главное правило в обучении терпению и усидчивости — обучаться с интересом, делать паузы и постоянно менять род деятельности, чтобы ребенок не успел заскучать и устать.

4. Научите маленького человечка воспринимать критику

Часто дети впервые сталкиваются с критикой именно в школе и реагируют на нее неожиданно: бросаются в слезы, расстраиваются и даже злятся.

Чтобы ребенок не чувствовал себя в будущем подавленно и не занимался болезненным сравнением себя с другими учениками, потихоньку знакомьте его с негативной стороной человеческих взаимоотношений. Позвольте дошкольнику проиграть в какой-либо игре, не спешите ему поддаваться. Или же укажите ему на его ошибки. Главное — объяснить, что критика — это нормально и что на ошибках учатся.

5. Опрятность и аккуратность

Ваш малыш уже научился убирать после своих игр игрушки? Отлично! Теперь он понимает, что люди вокруг будут требовать от него соблюдение чистоты и порядка.

Обратите внимание дошкольника на состояние его принадлежностей и одежды. А также можете потихоньку приучать ребенка составлять списки с необходимыми вещами, которые малышу потребуются, например, в гостях у родственников. Так малыш сможет в будущем самостоятельно собрать портфель на занятия, не забыв тетрадку или учебник.

6. Приучите дошкольника говорить о своих чувствах

Для того, чтобы малыш осознал, что его воспринимают всерьез, а родители были уверены, что у ребенка в школе нет проблем (с одноклассниками, учителями или, банально, успеваемостью), задавайте ему вопросы, которые требуют развернутого ответа. Почаще спрашивайте о душевном состоянии ребенка, делитесь своими эмоциями и чувствами, будьте хорошими слушателями.

7. Изучите вместе путь до школы

Хотите быть уверенными, что ваш ребенок не заблудится по дороге на занятия или домой и будет внимателен, переходя дорогу? Пройдите этот путь вместе с ним, обратите его внимание на все опасные точки, объясните, как правильно себя вести, столкнувшись с незнакомцами. Прикиньте, с какими проблемами мог бы столкнуться ребенок по дороге, и разберите их вместе с ним.

8. И самое главное — настройте дошкольника на позитив! 

Подготовка детей к школе бесполезна без выработки у них приятных ассоциаций с обучением.

Для того чтобы малыш захотел учиться и не боялся занятий, отправьтесь вместе с ним по магазинам за школьными принадлежностями и позвольте ему самому выбрать самые красивые и необычные ручки, тетрадки, книжки. Не лишним будет устроить для ребенка праздник, чтобы отметить начало нового и наиболее важного этапа в его жизни.

Подробнее тут: https://obrazovanie.by/01_articles/podgotovka-rebenka-k-shkole.html 

свернуть

Рекомендации для учителей по адаптации учащихся I класса

развернуть

Рекомендации для учителей по успешной адаптации учащихся первых классов

  1. Относитесь к детям доброжелательно и дружелюбно, старайтесь организовывать для первоклассников ситуации успеха.
  2. Осуществляйте развивающую работу на основе индивидуального подхода. Способствуйте развитию каждого ребенка как личности, умеющей сознательно управлять своим поведением.
  3. При планировании уроков старайтесь определять не только учебную, но и психологическую задачу (развитие произвольности памяти, внимания, логического мышления и т. д.), что поможет более точно использовать приемы отслеживания положительных результатов детей.
  4. Проводите занятия в игровой форме, вызывающей у учащихся живой интерес.
  5. Больше внимание на занятиях уделяйте развитию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.
  6. Стремитесь ставить перед ребенком конкретные цели, направленные на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать.
  7. Обязательно используйте каждодневный контроль за выполнением намеченных целей.

Советы по профилактике дезадаптации первоклассников

  1. Обращайтесь к ребенку по имени.
  2. Чаще хвалите в присутствии других детей.
  3. Используйте только методы положительного стимулирования.
  4. Не сравнивайте результаты ребенка с результатами других детей. Используйте  только относительные оценки «шкалы роста» самого ребенка.
  5. Обязательно обсуждайте с детьми их проблемы, чтобы они чувствовали, что аналогичные ситуации встречаются и у других детей.
  6. Старайтесь уважительно относиться к потребностям ребенка.
свернуть

Оперативное взаимодействие

развернуть

В рамках взаимодействия между ДДУ и школой дефектологи Средней школы № 32 им.Т.Г.Ларионовой г.Гродно 31 января 2025 года приняли участие в заседании круглого стола "Адаптивная образовательная среда в учреждениях дошкольного и среднего образования для детей с особенностями психофизического развития на базе ГУО "Детский сад № 93 г.Гродно". В ходе данного мероприятия учителя-дефектологи дошкольного учреждения поделились своим богатым практическим опытом работы по данной проблеме.

 

 


27 декабря 2024 года в Средней школе № 32 им.Т.Г.Ларионовой г.Гродно состоялся педконсилиум "Адаптация первоклассников к школьной жизни". В работе педагогического консилиума приняли участие заместитель директора по учебной работе, педагоги первых классов, учителя-дефектологи, педагог-психолог учреждения образования, педагоги-психологи ГУО "Детский сад № 64 г.Гродно", ГУО "Детский сад № 83 г.Гродно", воспитатель-методист ГУО "Дошкольный центр развития ребенка № 89 г.Гродно", педагог социальный ГУО "Детский сад № 93 г.Гродно". 

Основная цель педагогического консилиума - определение степени адаптации первоклассников к школьному обучению, выявление проблем, появившихся у первоклассников в адаптационный период, корректировка направлений дальнейшей работы c учащимися I класса.

Вопросы организации работы в I классе раскрыла заместитель директора по учебной работе Богданович В.И. Классные руководители познакомили с подробными характеристиками класса. Проблемы адаптации первоклассников были подняты педогом-психологм и Войтеховской И.М. Не остались без внимания и речевые проблемы первоклассников, о которых доложили учителя-дефектологи ПКПП. В ходе работы педагогического консилиума все вопросы рассматривались с точки зрения обеспечения преемственности между дошкольным образованием и первой ступенью общего среднего образования. Все участники консилиума, без исключения, проявили высокую активность в обсуждении путей решения проблем. Помогли в этом педагогам учреждения приглашенные представители дошкольных учреждений Булак О.А., Козич Н.В., Карпук Т.А., Пырская О.Р. Подвведены итоги адаптационного периода первоклассников. Принято решение педагогического консилиума, касающееся соблюдения в выборе форм и методов организации в учебной деятельности учителями, воспитателями дошкольных учреждений; организации коррекционно-развивающих занятий педагогм-психологом для группы учащихся первых классов.


26 декабря 2024 гожда была проведена экскурсия для воспитанников старшей группы ГУО "Детский сад № 93 г.Гродно". В ходе экскурсии ребята познакомились с руководством учрждения, с учебными кабинетами, музеем, библиотекой, спортзалом, актовым залом, столовой и кабинетом робототехники. В кабинете математики дошкольникам было предложено написать цифры и примеры мелом на школьной доске. У детей остались положительные впечатления и появилось желание вернуться в школу в качестве учащихся.


Обсуждение и корректировка плана работы по взаимодействию учреждений ГУО "Средняя шкрола № 32 им.Т.Г.Ларионовой г.Гродно", ГУО "Детский сад № 93 г.Гродно", ГУО "Дошкольный центр развития ребёнка № 89 г.Гродно", ГУО Детский сад № 83 г.Гродно", ГУО "Детский сад № 64 г.Гродно".

5328070341764965858

свернуть
Cписок школьных принадлежностей первоклассника
поделиться в:
Ещё в этом разделе